Систематизация микропротезов передней группы зубов и обоснование выбора эстетической конструкции: виниры, ламинаты, ультраниры, люминиры или компониры?

28 ноября 2022
146

Резюме. Заболевания зубов кариозного и некариозного происхождения, дефекты, аномалии, изменение цвета зубов представляют
серьезный эстетический, функциональный и психологический дискомфорт для пациентов. Эстетическая стоматология – одно из самых
динамических и востребованных направлений в клинической стоматологии в мире. В статье представлена информация по вопросам тер-
минологии в эстетической стоматологии и систематизации эстетических конструкций, недостаточно освещенная в научной литературе.
Приводятся показания и противопоказания к использованию эстетических протезов, их достоинства и недостатки, обсуждаются вопросы
выбора и методики изготовления.

Материаловедение в стоматологии бурно развивается, появляются новые материалы и технологии, позволяющие восстанавливать и корригировать цвет, форму и положение зубов; современные эстетические конструкции помогают воссоздать гармоничный зубной ряд и улыбку. Эстетическая стоматология стала одним из самых динамичных и востребованных направлений в клинической стоматологии. Мировой масштаб приобрело развитие эстетических стандартов.

Термины и понятия в эстетической стоматологии

Термин «голливудская улыбка» предложил в 1930-х годах C.L.Pincus. Стоматологическая общественность не сразу откликнулась на его призыв «обратить внимание на эстетику». Первые дискуссии о новом направлении в стоматологии можно отнести к концу 1960-х годов: в 1969 г. в журнале «Journal of Prosthetic Dentistry» была опубликована статья Р.Гольдштейна «Изучение потребности в эстетической стоматологии». 

Эстетическая стоматология – область стоматологической науки, изучающая эстетику челюстно-лицевой области, ее нормы, а также аномалии и деформации, методы их устранения и профилактики. Основная цель эстетического лечения – воссоздать вид зубов, наиболее приближенный к натуральному природному, воспроизвести красоту и естественность, свойственные зубному ряду. Это вид лечения, который устраняет проблему и корректирует функцию. 

Современная эстетическая стоматология имеет серьезную этическую базу, которая нацелена на общее улучшение состояния зубов. Эстетическая стоматология требует, чтобы внимание уделялось не только желаниям пациента, но и лечению его заболеваний. Эта область стоматологии является искусством в наибольшей степени, но при этом она подчиняется стратегическому принципу – функция не должна приноситься в жертву, а служить фундаментом эстетики. Значительное место в эстетической стоматологии отводится выявлению причин заболевания и предложению различных вариантов лечения. 

В стремлении к лучшему результату, осваивая современные материалы и технологии, специалисты стоматологи все активнее занимаются улучшением природной эстетики. Немаловажное влияние на развитие отрасли оказывает и навязываемый средствами массовой информации образ успешного человека с искрящейся белоснежной улыбкой в духе голливудских звезд. Пациенты знают, что внешность, в частности улыбка, может сыграть ключевую роль в укреплении их чувства благополучия, эмоциональной стабильности, в восприятии их другими людьми, успехе на работе и во взаимоотношениях. Установлено, что привлекательные люди получают более престижную и высокооплачиваемую работу. С этими факторами связано появление «косметической стоматологии». 

Косметическая стоматология – это развивающаяся область, направленная на улучшение эстетических параметров (не обязательно функции) зубов человека, десны и/или прикуса. Это тип лечения, в котором пациент не всегда нуждается, но которое позволяет улучшить эстетику. 

Не все стоматологические общества и авторитетные ученые признают косметическую стоматологию как официальную область клинической стоматологии. Многие процедуры, применяемые в «косметической стоматологии», не являются строго необходимыми для здоровья, многие из них – это вопрос личных потребностей, предпочтений и мнений. Поэтому в стоматологии выбор чисто косметических процедур, не направленных на общее оздоровление зубов, должен быть ограничен разумной практикой, а пациент должен быть информирован о целесообразности, возможностях и пределах эстетического лечения. 

Один из аспектов эстетической стоматологии – создание функциональной и долгосрочной реставрации при максимальном сохранении твердых тканей зуба. До недавнего времени все конструкции в полости рта делились на прямые (выполняются непосредственно в ротовой полости пациента врачами-стоматологами терапевтического профиля) и непрямые (изготавливаются в лабораторных условиях, ответственность за них несут врачи-стоматологи ортопеды и зубные техники). Есть специальная терминология для реставрационных работ. 

Реставрация – восстановление утраченной части зуба материалами, обеспечивающими функциональную, эстетическую и биологическую интеграцию. Это процесс творческий. Овладевающий реставрацией человек должен изучить законы природы, законы искусства, законы биомеханики и развивать приобретенные знания и творческое воображение. Художественная реставрация – восстановление зубов с учетом индивидуальных особенностей пациента для достижения максимального эстетического и функционального эффекта. 

Систематизация основных видов прямой реставрации зубов предложена С.В.Радлинским в 2004 г.: 

Пломба – общедоступное восстановление зубных тканей, утраченных до одной трети объема коронки, любым реставрационным материалом в однослойной технике на стандартном рабочем месте в течение 20–30 минут любым врачом-стоматологом в лечебных учреждениях, начиная с коммунального уровня, с оплатой по себестоимости;

Реставрация – восстановление зубных тканей при утрате опорных структур коронки композитом в двух- или трехслойной технике на рабочем месте, адаптированном к адгезивным технологиям, в течение 60 минут специально обученным врачомстоматологом в специальных стоматологических кабинетах или клиниках с оплатой по затраченному рабочему времени; 

Художественная реставрация – восстановление зубных тканей в эстетических параметрах зуба с ориентацией на требования пациента композитом в многослойной технике на рабочем месте, адаптированном к эстетическим технологиям, без лимита времени узкоспециализированным стоматологом в авторских стоматологических кабинетах или клиниках с оплатой за эксклюзивность работы; 

Классификация Радлинского имеет отношение к прямым конструкциям, в частности к композитным винирам. Для непрямых конструкций применяются термины протезирования и микропротезирования. 

Микропротезирование зубов – щадящий метод (в большинстве источников включающий в себя клинические и лабораторные этапы изготовления), альтернативный протезированию коронками и мостовидными протезами. Описаны классификации микропротезов в основном для жевательной группы зубов (inlay, onlay, overlay, pinlay), построенные по способу охвата микропротезом зубных тканей. 

Микропротезы для коррекции цвета, формы или замещения дефектов твердых тканей передней группы зубов, так называемые «адгезивные облицовки», распространены широко, однако в научной литературе описаны недостаточно и попытки их систематизации проблематичны ввиду постоянного обновления на рынке стоматологических материалов. Эти конструкции различаются по способу подготовки восстанавливаемых зубов (без обработки и с обработкой), по назначению и продолжительности эксплуатации (временные и постоянные), по материалам (керамические, фарфоровые, композитные). 

Виниры (veneer – внешний слой) – эстетические конструкции, которые позволяют замещать внешний слой зубов. Это вестибулярные полукоронки из керамических или полимерных материалов, восстанавливающие анатомическую форму зуба и эстетику. Композитные виниры могут создаваться прямым и непрямым способом. Также существует технология полупрямого изготовления без привлечения сотрудников зуботехнической лаборатории, но с использованием специального оборудования.

Первое упоминание о винировании передних зубов относится к 1928 г. (C.L.Pincus, 2004). Эра адгезивной стоматологии, начатая в 1955 г., открыла новые возможности для применения винирных покрытий. Но только после появления светоотверждаемых материалов в 1970 г. стоматологи смогли работать с прямыми композитными винирами. В настоящее время композиты занимают лидирующие позиции среди всех реставрационных материалов. В первую очередь благодаря их высоким эстетическим и прочностным характеристикам. Количество наполнителя, его размер, а также состав органической матрицы определяют свойства современных композиционных материалов. 

Ламинаты (laminate – фанера) – это фарфоровые (керамические) пластинки, изготовленные в лабораторных условиях, замещающие вестибулярную (внешнюю) поверхность зуба. 

Рождение керамических ламинатов связывают с 1975 г., когда Rochette представил концепцию кислотного травления, бондинга и описал технику керамической реставрации сломанного резца. Хотя есть мнение (Шмидсер), что эру керамических реставраций следует исчислять с 1985 г. в связи с работами по оценке клинической эффективности 200 керамических ламинатов John R. Calamina. Показана состоятельность непрямых керамических конструкций. Опубликованы результаты 10-летних наблюдений. 

Ультраниры – очень тонкие (до 0,3 мм) керамические накладки на зубы, применяющиеся без предварительного препарирования или с минимальной обработкой. Эти конструкции изготавливаются в лабораторных условиях по индивидуальным моделям, отправляемым врачом стоматологом. Разновидностью ультраниров являются люминиры – сверхтонкие керамические накладки, предложенные компанией «Den-Mat» (Калифорния). Производятся из запатентованной керанитной керамики (Cerinate, технология «Люмитрей») только в Cerinate Smile Design Studio, принадлежащем Den-Mat. 

В 2011 г. на выставке в Кельне компания «Coltene/Whaledent» представила революционный материал – компониры, сочетающие в себе характеристики, необходимые как для прямых, так и непрямых реставраций. Компониры – это очень тонкие композитные пластинки (от 0,3 мм в пришеечной области до 0,7 мм в области режущего края), замещающие вестибулярную (внешнюю) поверхность зуба. Изготавливаются в заводских условиях, подбираются по размеру и цвету с помощью специальных шаблонов, корректируются при необходимости и фиксируются в полости рта пациента врачом стоматологом. 

Другие названия эстетических конструкций (градиниры, нановиниры и др.) отражают скорее разновидности материалов, из которых сделаны микропротезы, марки (бренды), а не технологию их изготовления. 

Варианты эстетических микропротезов для передней группы зубов 

Систематизация современных эстетических микропротезов для устранения дефектов твердых тканей передней группы зубов по принципу этапности и технологии изготовления позволяет выделить три группы: полупрямые (компониры, упроченные композитные виниры), прямые (композитные виниры) и непрямые (композитные виниры, ультраниры, люминиры, цельнокерамические ламинаты (CAD/CAM/CIM, литье, прессованная керамика)). Прямые и непрямые связаны с работой в полости рта или изготовлением в лаборатории. Полупрямые работы изготавливаются непосредственно в полости рта пациента, но дополняются специальным этапом добавочного отверждения или использованием готовых пластин, произведенных в заводских условиях. 

Показания и противопоказания к изготовлению микропротезов передней группы зубов 

В качестве показаний для изготовления эстетических конструкций в области передней группы зубов можно определить три основные группы проблем: цветовые нарушения, диспозиция зубов и структурные дефекты: 

а) изменения цвета зубов (возрастные, травма, эндодонтическое лечение); 

б) наличие кариозных поражений и некачественных реставраций; 

в) заболевания некариозного происходения, связанные с нарушением развития и формирования твердых тканей зубов (флюороз, тетрациклиновые зубы, гипоплазия, несовершенный амелогенез и дентиногенез и др.); 

г) заболевания твердых тканей зуба, развивающиеся после прорезывания (истирание, сошлифовывание, эрозия, абфракция и др.); 

д) наличие трем и диастем, несоответствие поперечных размеров зубов, небольшие повороты по оси и/или наклоны зубов.

Показания для применения ультраниров: нарушения формы и цвета интактных зубов, отказ пациента от инвазивных методов лечения. 

Поскольку на переднюю группу зубов выпадает жевательная нагрузка, значительно меньшая, чем в боковых отделах, противопоказаний к изготовлению микропротезов не много. Практически любой зуб можно заместить современными технологиями. Главная проблема в выборе конструкции – предварительная оценка окклюзионных взаимоотношений. Противопоказания: нарушения окклюзии, парафункции (бруксизм), недостаточный гигиенический уход за зубами и протезами, воспалительные заболевания тканей периодонта. Противопоказанием также может быть значительный объем разрушенных тканей. 

Методики изготовления и особенности микропротезов

Изготовление эстетических микропротезов требует от врача глубоких знаний, системного подхода к ситуации, терпения и тщательного соблюдения методологии. Важна и материально-техническая база, включающая ассортимент материалов и инструментов. Пациент должен быть ознакомлен с концепцией эстетического лечения и иметь представление об альтернативных методиках восстановления зубов и методах лечения. 

Прямые конструкции 

Композитные виниры. Композитные виниры имеют широкие показания к применению. Из огромного количества композиционных материалов предпочтение стоит отдать материалам, которые лучше и легче полируются и имеют наилучшую цветостабильность – это гибридные, микронаполненные композиты и нанокомпозиты. 

Классическая техника изготовления прямых композитных виниров предусматривает небольшое сошлифовывание твердых тканей (около 0,5 мм) вестибулярной поверхности зуба, использование кондиционера и адгезива с последующим послойным нанесением композитного материала. Толщина винира во многом определяется степенью выраженности изменения цвета зуба: чем зуб темнее, тем толще должен быть винир. Глубину препарирования твердых тканей зуба определяет врач индивидуально у каждого пациента.

Выполнение высокоэстетичных винирных покрытий требует наличия у стоматолога хорошо развитого пространственного воображения. Трудности возникают при несоблюдении пропорций. Гарантированный результат в воссоздании формы и размера зуба дает работа с силиконовым шаблоном. 

Применяются наборы гладилок и штопферов различной формы с тефлоновым или циркониевым покрытием. Специфическая форма этих аксессуаров позволяет воссоздать функцию и индивидуальную форму реставрации. Завершают работу этапом шлифовки и полировки винира, который по времени сопоставим с выполнением самой реставрации. Окончательная обработка эстетической реставрации – один из самых ответственных этапов для достижения косметического результата, – нужно добиться точного соответствия восстановления по форме, размерам и блеску с соседними зубами и придать реставрации вид, ничем не отличимый от собственных тканей зуба. 

При непрямом способе виниры изготавливает зубной техник в зуботехнической лаборатории на моделях челюстей, полученных по двухслойным (комбинированным) слепкам.

Альтернативой прямым и непрямым конструкциям являются упроченные композитные виниры, дополнительно засвеченные в «лайт-боксе». Методика изготовления такая же, как для прямого композитного винира, только перед наслоением композиционного материала врач покрывает отпрепарированную вестибулярную поверхность зуба изолирующим материалом. Наносятся слои композита, осуществляется шлифовка. Затем винирное покрытие снимается, конструкция проходит дополнительную полимеризацию в специальном «Лайтбоксе» в течение 4–6 минут, фиксируется и полируется. 

Эстетические параметры виниров во многом зависят от группы композиционных материалов и профессионализма врача. Преимущества прямых композитных виниров перед другими видами эстетических конструкций: цена (стоимость виниров из композита дешевле керамических аналогов в среднем в 2–4 раза), максимальная сохранность твердых тканей зубов, скорость достижения результата. К недостаткам композитных виниров можно отнести сложности в воссоздании микрорельефа и симметрии («зеркальное отражение»), большие затраты времени на шлифовку и полировку, стираемость, необходимость в регулярной полировке в связи с потерей блеска, пигментацией границ. Кроме того, прочность композита уступает керамике: композитный винир, даже с дополнительной полимеризацией, более хрупкий, чем керамический аналог. 

Компониры – новая технология, включающая использование заводских композитных ламинатов, которые фиксируются на соответствующий композитный материал. Появление компониров позволяет уйти от длительной рутинной процедуры наслоения и моделировки композиционных материалов. 

Специальная шкала позволяет продемонстрировать пациенту будущий результат и определиться с выбором цвета конструкции. Производятся компониры двух цветов – универсальная и отбеленная эмаль. Подложка может быть из опака или эмали любого цвета. Компониры достаточно тонкие, поэтому объем удаляемых тканей минимален. После препарирования и протравливания на зуб наносится композиционный материал, на компонир – адгезив и композиционный материал. Специальный аксессуар позволяет прижать компонир к твердым тканям зуба. Коррекция после засвечивания минимальная. Полировка осуществляется в короткие сроки с помощью щеточек. 

По эстетике компониры сопоставимы с керамическими ламинатами (рисунок). Преимущества: предсказуемость результата для пациента, удобство и быстрота для врача, уменьшение затрат на полировку, минимальный объем иссекаемых тканей. Компонир, как и прямой композитный винир, изготавливается в день обращения пациента в клинику, поэтому эта работа относится к разделу неотложной помощи в эстетической стоматологии. Из недостатков можно выделить стоимость (если сопоставлять с композитными винирами) и отсутствие долгосрочных клинических наблюдений. 

Достоинства и недостатки эстетических конструкций

Конструкция Достоинства Недостатки
Композитный винир Относительная дешевизна, эстетичность, возможность починки и коррекции, приемлемое время изготовления Проблема «зеркального отражения», повышенная стираемость, необходимость в регулярной полировке, потеря блеска
Компонир Удовлетворительная стоимость, приемлемое время изготовления, меньше затрат на полировку, гладкая блестящая поверхность, эстетика, возможность починки и коррекции, предсказуемый внешний вид Толщина конструкции, необходимость в ассортименте и привязка к одной компании
Ультранир Люминир Отсутствие необходимости в препарировании твердых тканей, стабильность цвета и формы, постоянный блеск, биоинертность, великолепная эстетика, гладкая поверхность Необходимость отправлять работу в определенную лабораторию, временные затраты, высокая стоимость
Керамический ламинат Стабильность цвета и формы, постоянный блеск, биоинертность, великолепная эстетика, гладкая поверхность Трудоемкость, зависимость от качества зуботехнических работ, высокая стоимость

Непрямые конструкции 

Керамические ламинаты – это тончайшие керамические пластины, фиксируемые (цементируемые) на наружных поверхностях зубов, подготовленных для этого определенным образом. Безметалловые конструкции производятся из специальной особо прочной керамики без добавления металлического каркаса, что придает окончательной конструкции необходимый эстетический вид. Безметалловая керамика по эстетическим свойствам очень похожа на живой зуб: имеет ту же степень преломления света, что и эмаль зуба. 

На первом визите стоматолог проводит развернутое обследование, профессиональную гигиену, регистрирует цвет зубов, делает фотографии, снимает диагностические слепки и отправляет их в лабораторию для воскового моделирования будущей формы зубов. На следующем визите врач переводит полученный wax up на зубы пациента при помощи материала для изготовления временных конструкций. Будущие реставрации врач может планировать самостоятельно на зубах пациента, используя светоотверждаемый композит. С пациентом согласовывается форма и цвет. На третьем визите выполняется препарирование зубов под керамические ламинаты и фиксируются временные реставрации. На четвертом визите осуществляется примерка и цементировка постоянных керамических ламинатов. На пятом визите тщательно полируются границы реставраций. 

Керамические ламинаты имеют ряд преимуществ по сравнению с композитными винирами: стабильность цвета и формы, постоянный блеск, биоинертность, сравнительно легкий гигиенический уход, меньшая адгезия микробных биопленок к идеально гладкой поверхности, великолепная эстетика, длительные сроки службы. Недостатки: высокая стоимость; для их изготовления и фиксации и необходимо больше времени; ограниченные возможности починки. Необходимость привлекать к работе зубного техника, чей профессионализм играет очень важную роль. 

Ультраниры (люминиры, голливудские виниры) можно фиксировать на зубы без их предварительной обработки за два визита к врачу-стоматологу. При первом посещении снимаются слепки и изготовливаются модели. Модель отправляется в лабораторию (люминиры – в лабораторию «Cerinate Smile Design Studio» в США, где из запатентованного материала Cerinate изготавливаются индивидуальные люминиры). Готовые конструкции устанавливаются пациенту. 

Самый оптимальный вариант – изготовление четырех ультраниров. Ультраниры не показаны в случае изготовления одиночной конструкции из-за утолщения вестибулярной поверхности. В случае коррекции формы зубов количество этапов увеличивается, так как необходимо изготовить временные конструкции для демонстрации пациенту и согласования с ним новой формы. 

Преимущества ультраниров: высокая эстетика и минимальный объем иссекаемых твердых тканей зуба (или вообще без препарирования), простота в применении, минимальные затраты времени для врача. Недостатки: высокая стоимость, необходимость получения материала только в одной лаборатории (в случае изготовления люминиров). Кроме этого, утолщение вестибулярной поверхности может вызвать дискомфорт у пациента, а хрупкость конструкции создает проблемы при примерке и фиксации. Производитель Cerinate Smile Design Studio утверждает, что материал для производства люминиров суперпрочный и не подведет в течение 20 лет. Однако вопрос о клинической эффективности люминиров недостаточно освещен в научной литературе. 

Достоинства и недостатки эстетических конструкций сведены в табл 1. 

Пациенты все чаще будут обращаться к стоматологам по поводу эстетической коррекции и улучшения улыбки. Различие между эстетической и косметической стоматологией на практике очень размыто. При любой технике изготовления микропротезы должны быть минимального размера и толщины. И хотя не существует идеальной универсальной конструкции на все клинические случаи, современные возможности эстетической стоматологии позволяют врачу предложить, а пациенту выбрать конструкцию с необходимым сочетанием качественных параметров и цены (табл. 2). 

Сравнительная характеристика эстетических конструкций

Показатель Композитный винир Компонир Ультранир Люминир Цельно-керамический ламинат
Толщина конструкции Различная 0,3–0,7 мм 0,3 мм 0,5–0,9 мм
Эстетика + +++ +++ +++
Временные затраты (кол-во посещений) 1 1 2 4-5
Персонал, вовлеченный в процесс Врач, ассистент Врач, ассистент Врач, ассистент, лаборатория-изготовитель Врач, ассистент, зубной техник
Срок службы (долговечность) 3–8 лет Не менее 8, возможно, более 10–20 лет (заявлено производителем) Более 10 лет
Стоимость для пациента (в разных странах) 50–100 у.е. 150–300 у.е. 500–1000 у.е. 700–1500 у.е.

Доступная и распространенная форма реставрации – прямые композитные виниры могут быть умеренным выбором, но не всегда удовлетворяют эстетические запросы пациентов из-за необходимости частых полировок и починок. 

Наиболее эстетичные конструкции – цельнокерамические ламинаты, ультраниры и люминиры являются дорогостоящим вариантом лечения и не могут решить проблему в случае одиночного дефекта. 

Компониры соответствуют основным принципам эстетической стоматологии – совместимость материалов, минимальное повреждение тканей и эстетика, по стоимости занимают промежуточную позицию между композитными винирами и цельнокерамическими ламинатами. О принципе долговечности более определенно можно будет судить через некоторое время клинических наблюдений. 

Успех эстетической реконструкции сложно измерить, так как он зависит от врача и пациента, на них в свою очередь влияют различные субъективные и объективные параметры (рисунок). Удовлетворенность врача и пациента обусловлена достижением гарантированного эстетичного (равновесие между эстетикой и косметикой) долгосрочного результата, но не последнее место занимают трудоемкость манипуляций и финансовая сторона вопроса. 

Окончательный вид эстетической реставрации определяется профессионализмом врача, его опытом и художественными способностями, а срок службы прямых и непрямых реставраций неотделим от качества окклюзионных взаимоотношений пациента и гигиенического ухода за полостью рта.

а) Пациентка б) Пациентка
в) Пациентка  г) Пациентка

Литература 

  1. Виллерсхаузен-Ценхен Б., Эрнст К.-П. // Клин. стоматология. – №2. – 1999. – С.4–7. 
  2. Виноградова Т.Ф., Уголева С. // Новое в стоматологии. – 1995. – № 6. – С.3–23. 
  3. Гольдштейн Р. // Эстетическая стоматология. – 2003. – 481 с. 
  4. Ломиашвили Л.М., Аюпова Л.Г. Художественное моделирование и реставрация зубов. – М., 2005. – С.154;174. 
  5. Луцкая И.К. // Соврем. стоматология. – 2001. – №2. – 7–16. 
  6. Луцкая И.К. Основы эстетической стоматологии. – Мн.: Интерпрессервис, 2005. – 332 с. 
  7. Луцкая И.К. Принципы эстетической стоматологии. – М.: Мед. лит., 2012. – 224 с. 
  8. Макеева И.М. Восстановление зубов светоотверждаемыми композитными материалами. – М., 1997. 
  9. Петрикас О.А. // Клин. стоматология. – 1998. – №1. – С.56–59. 
  10. Радлинский С.В. // ДентАрт. – 2004. – №1. – С.33–40. 
  11. Туати Б., Миара П., Нэтэнсон Д. Эстетическая стоматология и керамические реставрации. – М., 2004. – 448 с. 
  12. Чернявский Ю.П. Восстановление дефектов твердых тканей зуба винирным покрытием: автореф. дис. …канд. мед. наук. – 2004. – 19 с. 
  13. Чиликин В.Н. // Клин. стоматология. – 1999. – №33. – С.8–10. 
  14. Чиликин В.Н., Сотникова Н.П., Гринева Т.В. // Клин. стоматология. – 2008. – №4. – С.4–6. 
  15. Шмидсер Дж. Эстетическая стоматология. – М., 2004. – С.154–156, 178–187. 
  16. Buonocore M.G.A. // J. Dent. Res. – 1995. – N34. – P.849–853. 
  17. Dumfahrt H. // Int. J. Prosthodont. – 1999. –N12(6). – P.505–513. 
  18. Goldstein R.E. // J. DentRes. – 1993. – №7. – P.641–642. 
  19. Maihofer M.G. // J. Michigan Dent. Association. – 2009. – N91 (2). – P.18. 
  20. Malcmacher L. // Pub-Med. – 2005. – №5. – P.86–91. 
  21. Mathew C.Al., Sebeena Mathew, K. Karthik. // JIADS. – 2010. –Vol.1, Issue 4. 
  22. Pincus C.L. Pincus principles. In: Esthetics in dentistry / R.E.Goldstein, V.B.Haywood eds., II ed., vol. I. Hamalton. – Ontario: BC Decker, 2002. – P.131. 
  23. Souza D., Kumar M. // MJAFI. – 2010. – N66. – P.239–243. 
  24. Touati B. // J. Esthetic Restorative Dentistry. – 1997. – N9(3). – P.108–118. 
  25. Crispin B.J. Full veneers: the functional and esthetic application of bonded ceramics. – Compendium, 2004. – С.278–301. 
  26. http://www.montrealsexquisitesmiles.com/Cosmetic_Dentistry.htm

Вернуться назад

Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы получить:

  • Уведомления о мероприятиях
  • Полезные статьи
  • Ссылки на трансляции
Нажимая на кнопку, я подтверждаю, что согласен на обработку моих персональных данных, а также с Пользовательским соглашением

Заказать обучение в своей клинике

Заполните и отправьте нам свою заявку и мы свяжемся с вами в ближайшее время

Нажимая на кнопку, я подтверждаю, что согласен на обработку моих персональных данных, а также с Пользовательским соглашением

Прислать свой кейс

Отправьте нам свой кейс и мы разместим его у нас на сайте.

Нажимая на кнопку, я подтверждаю, что согласен на обработку моих персональных данных, а также с Пользовательским соглашением

Заявка успешно отправлена!

Мы свяжемся с Вами в ближайшее время.

Прикрепите изображение чека

Записаться на курс

Нажимая на кнопку, я подтверждаю, что согласен на обработку моих персональных данных, а также с Пользовательским соглашением

Пригласить коллегу

После приглашения коллеги вы получите баллов Протеко. Узнать колличество накопленных баллов вы можете в личном кабинете.

Нажимая на кнопку, я подтверждаю, что согласен на обработку моих персональных данных, а также с Пользовательским соглашением

Ваше приглашение успешно отправлено