Роль эмалевых оттенков композитов и особенности их применения
11 октября 2022
1512
Афанасьева Алена Сергеевна к.м.н., врач-стоматолог-терапевт г. Санкт-Петербург
Резюме: влияние состава и уровня минерализации эмали на оптическое восприятие зуба. Роль эмалевых оттенков композитов в зависимости от возрастных особенностей пациентов. Упрощенная техника реставрации с использованием универсальной эмали, которая не содержит пигментов и подобно натуральной эмали служит лишь модификатором цвета реставрации.
Реставрация зуба — это искусство, требующее от врача не только отличных мануальных навыков, пространственного видения формы, но еще и знаний о природе цвета. Нередко случается, что именно непопадание в оптические характеристики естественных тканей зуба выдает реставрацию. На сегодняшний день на рынке представлен широкий ассортимент реставрационных пломбировочных материалов, при правильном выборе и умелом использовании которых можно решить вопросы цветовой интеграции. С другой стороны, такое разнообразие материалов может запутать начинающего врача-стоматолога и привести к множеству ошибок. Чтобы ориентироваться в этом потоке появляющихся новинок, следует опираться на знания оптических характеристик тканей зуба, так как композиты стремятся подражать этим параметрам.
Зуб представляет собой сложный оптический объект, где дентин и эмаль обладают разной способностью отражать, пропускать и рассеивать свет. Суммирование этих показателей дает тот визуальный эффект, который присущ натуральным зубам. Особый состав и строение эмали делают ее одной из важнейших структур зуба как с функциональной, так и с эстетической точки зрения.
Высокое содержание минерального компонента (порядка 95-97%) определяет такое свойство эмали как светопроницаемость/транслюцентность (способность частично пропускать и частично отражать свет). Эмаль пропускает до 70% светового потока, в то время как через дентин проходит не более 53%. Это объясняет, почему дентин является основным формирователем света, а эмаль – только модификатором. Светопроницаемость эмали позволяет волнам света частично проходить через всю ее толщу, избирательно отражаться от пигментов дентина и эмалево-дентинного соединения. Именно эти отраженные волны воспринимаются глазом, как цвет зуба. Чем больше света способно пройти насквозь до дентинно-эмалевого соединения, тем выше этот показатель и наоборот.
Следует отметить, что степень транслюцентности эмали находится в прямой зависимости от толщины ее слоя и гомогенности состава. Например, у детей самый толстый слой эмали, так как ткань еще не подверглась абразивному износу. Эмаль пористая, слабоминерализованная, с высоким содержанием органического компонента, что обусловлено ее негомогенным составом. Такая ткань характеризуется низкой светопроницаемостью и высоким уровнем дисперсии света (волны света диффузно отражаются от поверхности, что придает матовость поверхности эмали). Важно отметить, что эмаль молодого зуба отражает все длины волн света, однако преобладает коротковолновой спектр (сине-голубые волны). Это объясняет бело-голубой оттенок эмали у детей. Наличие перикиматий у молодых пациентов придает выраженную микрошероховатость эмали. Эта анатомическая возрастная особенность создает преграды на пути волн света, они преломляются и отражаются/ рассеиваются в случайных направлениях (рис. 1). Это так же понижает светопроницаемость эмали и повышает ее матовость.
Рис. 1 – Диффузное отражение света от поверхности рельефной эмали, образуемой перикиматиями
Разные участки эмали содержат разное количество минеральных веществ, а потому – по-разному преломляют свет. Эмаль молодого зуба имеет самые высокие показатели диффузного отражения света по сравнению с минерализованной, зрелой. С возрастом, вследствие абразивного износа, микрошероховатости сглаживаются, эмаль истончается, становится блестящей, стекловидной, почти прозрачной. У людей возрастной группы 40-70 лет отмечается однородный (гомогенный) состав эмали, максимально снижено количество микропространств и содержание воды. Такая эмаль обладает высокой транслюцентностью, практически не поглощает и не рассеивает свет, поэтому кажется серой (рис. 2).
Рис. 2 – Эмаль возрастного пациента
Свойство эмали частично пропускать, а частично рассеивать лучи света характеризует светопроводимость. Именно это свойство придает зубу объемность и глубину восприятия (рис. 3).
Рис. 3 – Преломление света между дентином и эмалью: лучи света преломляются на поверхности эмали (переход из менее плотной воздушной среды в более плотную ткань эмали), затем они отражаются от неровной шероховатой поверхности дентина и возникает «внутреннее свечение» зуба
Существенное влияние на светопроводимость оказывает так же толщина слоя эмали и ее состав.
Рассеивание лучей света внутренними микропорами, которые заполнены водой, органическими и минеральными компонентами придают эмали свойство опалесценции – внутренних переливов света и цвета. Явление это получило свое название в честь природного минерала опала (рис. 4). Как правило, эффект опалесценции эмали мы можем наблюдать в местах, где эмаль зуба имеет наибольшую толщину, то есть на режущем крае.
Оптический эффект обусловлен отражением и рассеиванием преимущественно коротких волн (голубых) и пропусканием длинных волн (оранжево-красный спектр).
Рис. 4 – Эффект опалесценции на зубах. Природный минерал опал
Больше всего органического компонента и воды в молодом зубе, поэтому наиболее ярко этот эффект выражен у молодых пациентов.
Итак, эмаль с эстетической точки зрения чрезвычайно важный компонент зуба, который вносит значительные модификации в восприятие его цвета. Эмаль регулирует насыщенность, яркость зуба в зависимости от толщины слоя, степени ее зрелости и текстуры поверхности.
Понимая специфику возрастных изменений оптических характеристик эмали, врач может достичь художественного и натурального эффекта реставрации.
Традиционные эмалевые оттенки композитов стремятся подражать всем описанным свойствам. Независимо от фирмы производителя и ценовой категории, эмалевые оттенки композитов всегда более прозрачны, чем оттенки дентина. Калибруются они по шкале VITA от А1-D4 согласно содержанию соответствующих пигментов. Это отличает их от натуральной эмали зуба, которая никаких пигментов не содержит, а полупрозрачность ее обусловлена исключительно строением и составом.
При выполнении реставрации дефекта ниже ДЭС врачу-стоматологу приходиться выбирать соответствующий оттенок дентина и эмали (если он работает в биламинарной технике реставрации). По сути, это повторяет прием лессировки в живописи (нанесении полупрозрачной краски поверх слоя основного пигмента). Эта техника привычна врачу-стоматологу, однако она требует хороших знаний, а также понимания какой оптический эффект ожидать при наложении эмалевого оттенка, например, А3 на дентин (или композит) оттенка В4. Выбирая эмалевый оттенок композита, ориентируясь на шкалу Вита, мы не можем рассчитывать, что получим тот цвет, который демонстрирует цветовая шкала, так как окончательный цвет реставрации - совокупность оптических показателей всех слоев материалов совместно с естественными тканями зуба. Именно поэтому многие известные реставраторы рекомендуют изготавливать многослойные индивидуальные цветовые шкалы, где выверенная толщина эмали накладывается на соответствующий оттенок дентина. При таком подходе результат реставрации более предсказуемый, хоть и требует временных затрат на подготовительном этапе.
Есть другой, упрощенный способ получить нужный оптический эффект при выполнении реставрации. Цвет композита выбирается только для формирования дентинного этажа, так как известно, что именно дентин в большей степени определяет цвет зуба. Эмаль берется универсальная, без пигментов, например, OMNICHROMA. Преимущество ее в том, что она позволяет большей части волн света пройти сквозь толщу композита (подобно натуральной эмали, которая пропускает до 70% светового потока), достигнуть подлежащего дентинного этажа и отразиться от него. Именно эти отраженные волны придадут базовый оттенок реставрации. Регулируя толщину эмалевого слоя, можно добиться разной насыщенности цветом. Чем толще слой эмали (но не более 2 мм, так как натуральная эмаль не превышает этот порог), тем светлее реставрация и наоборот. Конечно, толщина слоя эмалевого оттенка композита зависит в первую очередь от толщины собственной эмали на реставрируемом зубе. Если эмаль не стерта, зуб молодой, то рационально брать оттенок дентина (в полостях ниже ДЭС) на тон темнее желаемого цвета реставрации, так как последующее нанесение эмалевого оттенка толщиной более 0,7 мм нивелирует насыщенность цвета и придаст яркости реставрации. Если же полость в пределах ДЭС, то в таком случае не приходится выбирать никакие оттенки композитов, так как универсальная эмаль OMNICHROMA способна взять цвет от подлежащего дентинно-эмалевого соединения (эта область обладает самым высоким показателем рассеянного излучения). Рассмотрим характерный клинический пример самостоятельного использования универсальной эмали OMNICHROMA.
У пациента 24 лет диагностирован кариес на жевательной поверхности зуба 2.6 и 2.7 в пределах дентинно-эмалевого соединения (рис. 5).
Рис. 5 – Исходная ситуация. Врач Зубарев С.В.
Зубы без признаков стираемости эмали. Учитывая возраст пациента, очевидно, что эмаль еще содержит органический компонент, который позволяет ей диффузно отражать весь волновой спектр, что придает характерный белый цвет зубам оттенка А2.
После удаления деминерализованных тканей (рис.6) проведена адгезивная подготовка полости с использование бонда VII поколения Bond Force II.
Рис. 6 – Вид отпрепарированных зубов. Врач Зубарев С.В.
Благодаря наличию 3DSR-мономера в составе бонда формируются прочные хелатные соединения с ионами кальция и обеспечивается сильная химическая адгезия. В качестве адаптивного слоя использован низкомодульный композит повышенной текучести Estelite Universal Flow High A2. Для адаптивного слоя при реставрации полостей в пределах ДЭС использовался эмалевый оттенок, так как он обладает самой высокой прозрачностью и не блокирует естественный оттенок дентина. Это имеет особое значение, если в последующем планируется восстанавливать дефект эмали материалом OMNICHROMA (рис. 7).
Рис. 7– Окончательный вид реставрации. Врач Зубарев С.В.
Отсутствие пигментов в составе материала и выдержанная толщина слоя (не более 2 мм) способствует отличной оптической интеграции с натуральной эмалью.
Яркий пример внутреннего рассеивания – опалесценции материалом OMNICHROMA демонстрирует работа с изготовлением композиционных виниров на зубах 1.2 и 2.2. На зубах 1.1 и 2.1 – виниры из традиционного композита, содержащего пигменты (оттенок А2) (рис. 8).
Рис. 8 – Исходная ситуация. Врач к.м.н Чайка З.С.
Композитные виниры из OMNICHROMA выглядят естественно и живо, благодаря способности материала пропускать волны света до подлежащих тканей. Виниры на зубах 1.1 и 2.1 из композита оттенка А2 имеют так же отличную эстетику, однако глубина цвета и внутренних переливов света больше выражена на зубах 1.2 и 2.2.
Рис. 9 – Капли воды на винирах. Врач к.м.н Чайка З.С.
Капли воды на винирах (рис. 9) из OMNICHROMA светятся изнутри как опал. В свечении преобладает красно-желтый спектр. Вода в данном случае является линзой, которая позволяет увидеть процессы отражения и рассеяния волн падающего света от композита и подлежащих тканей зуба. На винирах из традиционного композита оттенка А2 подобных переливов цвета и света не наблюдается. При этом следует отметить, что виниры из OMNICHROMA отлично интегрированы как с натуральными тканями рядом стоящих клыков, так и с винирами на зубах 1.1 и 2.1.
Таким образом при работе в полостях в пределах ДЭС использование универсальной эмали OMNICHROMA дает прогнозируемый понятный результат, так как по оптическим эффектам максимально подражает натуральной эмали. При реставрации полостей ниже ДЭС целесообразно выбирать оттенок дентина, а толщиной эмали лишь регулировать его яркость. Несмотря на появившиеся опалесцентные оттенки, которые совмещают в себе оптические свойства дентина и эмали, при работе с молодыми пациентами рекомендуется не отказываться от биламинарной техники (или многослойной стратификации) с отдельным нанесением эмалевого слоя. Толстый слой эмали у таких пациентов наделяет зубы ярко выраженными оптическими эффектами. Для их имитации требуется нанесение отдельным слоем эмалевого композита, в противном случае высока вероятность отсутствия оптической интеграции с окружающими тканями из-за разной отражающей способности.
Использованная литература:
Борисенко, A. B. Композиционные пломбировочные и облицовочные материалы / A. B. Борисенко, В. П. Неспрядько. — М.: «Книга-плюс», 2001. – 199 с.
Гурьева, З. А. Клиническое обоснование алгоритма определения цвета эстетической реставрации зубов: дис. канд. мед. наук 14.01.14 / Гурьева З.А. 2015. – 130с.
Лебеденко, И. Ю. Профилактика ошибок при выборе цвета зубов // Российский стоматологический журнал. 2005. – № 4. – С. 22-25.
Луцкая, И. К. Опыт преподавания цветоведения на курсах усовершенствования врачей-стоматологов // Стоматология. — 2005. — Т. 84. – № 1. – С. 65-68.
Новак, Н. В. Применение нанонаполненных композитов в эстетической стоматологии / Н.В. Новак, В.В. Горбачев // Современная стоматология. 2005. – №2. – С. 21-25.
Ряховский, А. Н. Форма и цвет в эстетической стоматологии. Изд. Москва, 2008. – 208с.
Чернявский, Ю. П. Клинические проявления аномалий цвета постоянных зубов человека // Клиническая имплантология и стоматология. 2000. – № 3-4. – С. 77-84.
Чудинов, К. В. Современный подход к финишной обработке эстетических реставраций / К.В. Чудинов, A.A. Лавров // Клиническая стоматология. 2004. – № 3. – С. 18-21.
Косметические реставрации эмали: техника натурального биомиметического наслоения (2035) - Терапия - Новости и статьи по стоматологии - Профессиональный стоматологический портал (сайт) «Клуб стоматологов» (stomatologclub.ru)
Оптические свойства зуба - DENTALMAGAZINE.RU
Косметические реставрации эмали: техника натурального биомиметического наслоения (2035) - Терапия - Новости и статьи по стоматологии - Профессиональный стоматологический портал (сайт) «Клуб стоматологов» (stomatologclub.ru)
Воссоздание трехмерной оптической модели тканей зубов (belodent.org)
Природа цвета (belodent.org)
Избранные статьи. №2 (quintessence.ru)
Если работе с материалами фирмы Tokuyama Dental Вы столкнулись с какими-либо сложностями, пишите нам по адресу: afanaseva@protecodent.ru или 196128, Санкт-Петербург, ул. Варшавская, д.5 лит. В, офис 501, АО «Протеко», Учебный центр Tokuyama Dental. Мы обязательно поможем разобраться в возникшей проблеме.